Каннибализация ключевых слов — причины, последствия, меры противодействия!

Каннибализация ключевых слов Seo продвижение

Что такое каннибализация ключевых слов и как с ней бороться? Этот пост приблизит вас к проблеме, которая может быть одной из причин плохих результатов в SEO.

Прочитав эту статью, вы сможете самостоятельно выявить угрозу и применить меры, которые уменьшат или полностью устранят явление каннибализации.

Что такое каннибализация ключевых слов?

Каннибализация ключевых слов в позиционировании сайтов — это явление, при котором две или более веб-страницы конкурируют за высокие позиции по заданной фразе.

В большинстве случаев это вредно и влечёт за собой ряд последствий, которые затрудняют или делают невозможным достижение желаемой позиции в Топ-10.

Также бывают ситуации, когда в поисковой выдаче появляются две или даже три страницы одного домена. Такой случай выгоден и положительно влияет на посещаемость сайта с органическими результатами.

Что говорит Google?

В 2018 году Джона Мюллера на Reddit спросили о каннибализации ключевых слов и её влиянии на ранжирование.

Многие считают, что наличие нескольких веб-страниц по одной и той же теме сбивает с толку поисковые системы и снижает их шансы на ранжирование.

Лично я предпочитаю меньшее количество сильных страниц множеству слабых — не снижайте ценность вашего сайта. — Джон Мюллер

Если у вас есть несколько веб-страниц с почти одинаковым содержанием, они будут конкурировать друг с другом — как группа детей. В конце концов кто-то другой, не входящий в их группу, выйдет на первый план.

Как нетрудно догадаться, алгоритм Google неблагосклонно смотрит на разного рода дубликаты или похожий контент. Итак, давайте рассмотрим причины каннибализации.

Причины каннибализации ключевых слов

Как мы уже установили, каннибализация ключевых слов влияет на сайты, которые предлагают аналогичный контент с аналогичным намерением.
Причины каннибализации ключевых слов

Они оптимизированы для одного и того же ключевого слова или имеют дублирующие страницы, созданные CMS намеренно или неосознанно.

Каннибализация также вызвана несоответствием внутренней и внешней перелинковки, техническими ошибками или неправильно спроектированной информационной структурой сайта или интернет-магазина.

Узнайте: про 9 лучших стратегий продвижения вашего сайта ссылками!

Наличие на сайте тематически связанных страниц

Некоторое время назад одной из рекомендаций SEO-специалистов было создание веб-страниц с контентом, оптимизированным для одного и того же слова.

Это было связано с тем, что Google иногда связывал страницы внутри домена и привязывал их к результату, расположенному выше в поисковой выдаче.

Как вы можете догадаться, эта привязанность могла привести к увеличению движения по сравнению с органическими результатами.

В настоящее время, после ряда изменений в алгоритмах Google, включая обновление Site Diversity Update, такая ситуация возникает редко, хотя иногда и случается.

Результат того же домена, прикреплённого к веб-странице, расположенной выше в рейтинге.

Дублированный контент

Мы говорим о дублировании контента, когда обе анализируемые страницы лишь незначительно отличаются по содержанию. Обычно мы сталкиваемся с этой ситуацией в интернет-магазинах, которые предлагают товары в разных вариантах или цветах.

Создание разных веб-страниц для одного и того же продукта может означать, что мы будем бороться сами за высокое место в результатах поиска.

Дублирование тегов заголовков

Заголовок страницы или тег считается одним из факторов ранжирования. На мой взгляд, это один из самых сильных сигналов для Google, по которому должна отображаться данная ключевая веб-страница.

К сожалению, много раз при проверках я сталкивался с ситуацией, когда на сайте было несколько страниц с одинаковым заголовком.

Рекордсменом остаётся интернет-магазин, где я обнаружил несколько тысяч страниц с повторяющимся заголовком.

Хотя Google учитывает и другие факторы и может при необходимости изменить предоставленный пользователем заголовок, не стоит ещё больше усложнять работу роботов.

Непоследовательная внутренняя ссылка

Когда дело доходит до каннибализации ключевых слов — это отсутствие согласованности во внутренних ссылках, то есть создание ссылок на разные веб-страницы с использованием одних и тех же анкоров.

Непоследовательная внутренняя ссылка
Тексты в ссылках — это подсказка для роботов, чего ожидать по ту сторону ссылки.

Если мы не будем последовательны и направим робота на две разные страницы, используя одну и ту же фразу, мы можем столкнуться со значительными колебаниями позиции веб-страницы.

Узнайте: про линкбилдинг — это основы построения ценных ссылок для вашего сайта в интернете!

Непоследовательная внешняя ссылка

Как и в случае со ссылками внутри сайта, также при получении обратных ссылок может возникнуть ситуация, когда одни и те же анкоры ведут на несколько разных страниц.

Если мы хотим избежать каннибализации, мы должны тщательно проанализировать ссылочный профиль.

Отсутствуют канонические теги

Канонические теги указывают на репрезентативный URL — адрес среди множества похожих. Их следует использовать всегда, просто чтобы избежать индексации почти идентичных веб-страниц.

Особенно эта проблема видна в электронной коммерции, где используется сортировка или фильтрация товаров по категориям.

В результате мы получаем несколько страниц с похожим содержанием, которые будут конкурировать друг с другом, если на них не будет помечена ссылка на каноническую веб-страницу (rel=canonical).

Каннибализация между доменом и поддоменом

Интересный тип каннибализации ключевых слов возникает, когда Google тематически связывает домен и поддомен.

Не так давно создание интернет-магазина на поддомене, приводило к появлению в результатах поиска обоих адресов по одному и тому же ключевому слову. Поддомен и домен рассматривались как два отдельных объекта.

Вышеупомянутое обновление Site Diversity Update, вместе с рядом других изменений в алгоритмах означало, что теперь при сильной тематической ссылке URL-адреса внутри поддомена будут считаться неотъемлемой частью домена.

А по принципу одна ссылка на домен, будет отображаться более сильная страница.

Конечно, из этого правила есть исключения. Возьмём, к примеру, доминирование сайта на первых двух или даже трёх местах в поисковой выдаче. Тем не менее, для сайта будет выгоднее иметь одну хорошо оптимизированную веб-страницу, чем десяток некачественных.

Неверная информационная структура

Большая часть каннибализации вызвана несоответствующей структуре информации на странице. Теги, пересекающиеся с категориями или друг с другом, похожие категории в разных областях одного и того же сайта.

Неверная информационная структура
Большое количество тегов, выдающие одинаковые результаты — все эти ошибки заставляют бороться за высокие позиции между собой. Эта ситуация в основном касается интернет-магазинов и больших блогов.

Узнайте: про позиции сайта в поисковиках — здесь.

Эффекты каннибализации ключевых слов

Мы уже знаем, почему каннибализация может появиться на вашем сайте. Теперь давайте посмотрим на его эффекты.

  • Более слабые позиции — если внутри сайта есть несколько веб-страниц, оптимизированных на аналогичном уровне по одним и тем же ключевым словам, они будут конкурировать друг с другом. В результате мы можем не увидеть ни одну из наших страниц в Топ-10.
  • Меньше трафика — поскольку ваш сайт не будет занимать высокие позиции, органический трафик будет низким, что приведёт к итоговой конверсии или прибыли от отображаемой рекламы.
  • Высокие колебания позиции — сайт будет находиться в лидерах в течение одного дня, но через некоторое время окажется в топ-100. Как нетрудно догадаться, органический трафик для такой страницы в месяц будет невелик.

Как обнаружить каннибализацию на сайте?

Есть несколько способов проверить каннибализацию на сайте.

Google Search Console

Чтобы проверить каннибализацию ключевых слов, мы также можем использовать Google Search Console. На боковой панели выбираем «Эффективность», затем выбираем «Фильтр запроса» и вводим интересующую нас ключевую фразу.

Не забудьте выбрать опцию: точный запрос.

В противном случае инструмент покажет нам все ключевые слова, содержащие данную фразу. Следующим шагом будет переход на вкладку страницы чуть ниже диаграммы.

В идеале там должен появиться URL одной страницы. Однако если их несколько, у нас могут возникнуть проблемы.

Ahrefs

Ещё одним инструментом, который успешно обнаруживает каннибализацию ключевых слов, является Ahrefs.

После ввода интернет-адреса домена и выбора в боковом меню опции «Обычные ключевые слова» мы увидим набор ключевых слов, по которым отображается домен.

Эти данные можно экспортировать в файл и обработать в отдельном инструменте или отсортировать по колонке Ключевое слово и найти те, которые повторяются более одного раза.

Screaming Frog

Значительную часть проблем с потенциальной каннибализацией можно обнаружить с помощью инструмента сканирования веб-страниц, такого как Screaming Frog.

Screaming Frog
Чтобы обнаружить адреса, которые могут быть проблемными, мы ищем повторяющиеся теги заголовков при сканировании.

Это могут быть страницы в пагинации, фильтры, сортировка, результаты поиска и т. д. Особенно интернет-магазины должны уделять этому типу веб-страниц особое внимание.

Оператор поиска

Google позволяет просматривать результаты поиска без фильтрации по алгоритму. Если нас интересует, не конкурируют ли за данную фразу похожие страницы, стоит ввести &filter=0 в строке браузера в самом конце адреса.

Лучше всего дополнить эту запись элементом &num=100, чтобы отображать максимальное количество результатов в выдаче на одной веб-странице.

Благодаря этому мы сможем увидеть, скрывается ли какая-либо из страниц и блокирует ли она продвижение на несколько пунктов в рейтинге.

Когда каннибализация не проблема?

Мониторинг изменений URL-адресов не всегда является большой проблемой. Вы всегда должны проверять, что в результатах поиска не отображаются два разных адреса, которые просто меняются местами. Это очень благоприятная ситуация для мест в топ-3.

Но если мы занимаем нижние позиции из первых десяти, нам следует подумать о консолидации адресов, чтобы бороться за лучшие позиции.

Некоторые системы мониторинга также имеют возможность подсчёта появлений страниц в так называемом пакете карты. Когда главная веб-страница ещё не позиционирована, но визитка компании появляется в поисковой выдаче.

Узнайте: про SEO продвижение сайтов — здесь.

Внешний вид результатов поиска развивается и время от времени появляются новости и удобства для пользователей. К сожалению, они затрудняют должный анализ данных, предоставляемых нам аналитическими инструментами.

Наличие нескольких URL-адресов для одной фразы не всегда является проблемой. Наличие быстрых ссылок или ссылок в схеме FAQ и появление визитной карточки Google может дать неверное представление о ситуации.

Как бороться с каннибализмом ключевых слов?

Каннибализация ключевых слов может стать серьёзной проблемой для достижения высоких позиций в поисковой выдаче. Есть много способов справиться с этим.

Как бороться с каннибализмом ключевых слов?

Объединение страниц в одну

Если каннибализация ключевых слов касается, например, статей, которые тематически похожи, вы можете рассмотреть возможность их объединения в одну запись, а избыточный URL-адрес должен перенаправлять на нужную веб-страницу (переадресация 301).

Удаление ненужных категорий и тегов

Перестройка структуры магазина или блога часто положительно сказывается на проблеме каннибализации. Создавая продуманную структуру сайта, мы избегаем ситуаций, когда две страницы оптимизируются под одни и те же фразы.

Вы должны помнить о перенаправлении удалённых адресов на аналогичные URL-адреса, а не на домашнюю веб-страницу, как это бывает.

Канонический адрес

Если удаление категории или представления невозможно, стоит добавить на страницу тег ссылки со следующими атрибутами: rel=»canonical» и href=»https://example.com/adres-canonic».

Это сигнал для роботов о том, что ценный контент, который следует проиндексировать, находится по другому URL-адресу. К сожалению, это не обязывающая директива и часто роботы игнорируют это положение в коде.

Не индексировать страницу

Добавление метатега с атрибутами name = «robots» и content = «noindex» в раздел head указывает роботам не индексировать эту веб-страницу. Вы также можете применить блокировку на уровне ответа HTTP, добавив заголовок X-Robots-Tag.

Внутренняя перелинковка

Проблема каннибализации также является результатом непоследовательной внутренней перелинковки. Убедитесь, что якоря с похожими ключевыми фразами указывают на один и тот же URL.

Ошибочно ссылаться с помощью одного и того же анкора — например, «детские велосипеды» — на несколько разных страниц: категорию, запись в блоге или тег.

Оптимизация ссылочного профиля

Ссылки с внешних доменов обладают огромной силой. Если главная страница собирает ссылки на разных анкорах, может получиться так, что она каннибализируется с категорией магазина.

Хотя количество внешних ссылок с точным соответствием должно быть ограничено, существующие ссылки должны вести на специальную веб-страницу.

Продуманное создание нового контента

При создании новых статей или страниц стоит учитывать, не будет ли каннибализация ключевых слов с уже присутствующими на сайте.
Продуманное создание нового контента

Если есть обоснованное опасение такой ситуации, лучше обновить ранее опубликованный контент, чем создавать что-то новое.

Узнайте: про убедительные заголовки сайта страниц повысят рейтинг в поисковых системах!

Деоптимизация

Когда больше ничего не работает, а мы хотим, чтобы данная веб-страница по какой-то причине осталась на сайте, её следует деоптимизировать, т.е. выполнить процесс, обратный оптимизации.

Изменение метатегов, удаление ключевых фраз из контента, ограничение количества внутренних и внешних ссылок — все эти действия со временем должны заставить страницу перестать конкурировать с другой за более высокую позицию по ключевой фразе.

Резюме

Каннибализация между страницами — крайне негативное явление. Это способствует снижению CTR или достижению более низких, чем ожидалось, позиций.

Однако бывают случаи, когда наличие двух результатов в лидерах даст вам огромное преимущество перед конкурентами.

Поэтому, прежде чем переходить к действию, крайне важно проанализировать и убедиться, правда ли, что каннибализация ключевых слов является проблемой в нашем случае.

На этом мы завершаем краткий обзор о том, что такое каннибализация ключевых слов. Также вы можете прочитать статью на моём блоге, про проверку сайта на битые ссылки, которые негативно влияют на поиск!

Надеюсь Вам понравилась статья, если Да, то не забудьте поделиться с друзьями, нажав на кнопочки!

Оцените статью
Поделитесь в соцсетях? Благодарю!
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта